Компрессорные масла

В зависимости от областей применения и предъявляемых требований компрессорные масла подразделяют на классы:

— для поршневых и ротационных компрессоров;

— для турбокомпрессорных машин;

— для холодильных компрессоров.

Масла для поршневых и ротационных компрессоров

Масла этого класса широко применяют для смазывания компрессоров, эксплуатируемых в различных отраслях промышленности и на транспорте. В поршневых и ротационных компрессорах смазочное масло находится в прямом соприкосновении со сжатым газом, имеющим высокую температуру. Состав и свойства газа в значительной мере определяют требования к маслу и его работоспособность.

В поршневых компрессорах масла применяют для смазывания цилиндров и клапанов, а также в качестве уплотняющей среды для герметизации камеры сжатия. Детали механизма движения обычно смазывают индустриальными маслами. В компрессорах с единой системой смазки цилиндров и механизма движения применяют только компрессорные масла.

Применительно к компрессорным машинам вязкость является одной из основных эксплуатационных характеристик масла. От вязкости зависят потери энергии на трение, износ поверхностей трения деталей, уплотнение поршневых колец, время запуска компрессора, температура поверхностей трения.

Образование отложений кокса зависит от термической стабильности масла, а также от его вязкости. Масло более низкой вязкости быстрее перемещается по нагнетательному тракту компрессора и образует меньше отложений в системе нагнетания. В соответствии с правилами техники безопасности эксплуатации стационарных воздушных компрессоров (стандарт ISO 5388) для компрессоров, смазываемых маслом, отложения кокса должны своевременно удаляться.

Следует иметь в виду, что существующее мнение о связи температуры вспышки масла с его безопасной эксплуатацией является неверным. Высокая температура вспышки не гарантирует большей безопасности их применения по сравнению с маслами, имеющими меньшую температуру вспышки. Для поршневых компрессоров более важна температура самовоспламенения компрессорных масел, которая для дистиллятных масел с низкой температурой вспышки выше, чем для остаточных высоковязких масел.

Масла для турбокомпрессоров

Как и в случае с маслом для поршневого типа компрессорных установок, здесь большое значение имеет обеспечение герметичности в зазорах между всеми зубьями и впадинами. Также важно, чтобы пары, подвергающиеся сжатию, охлаждались до оптимальной температуры. Все это обеспечивается с помощью введения масляного раствора в работу компрессоров. Масла образуют пленку, что и становится залогом герметичности и нормальной температуры паров. Впрыскивание масла помогает контролировать температуру в завершительном процессе сжатия воздуха. Помимо этого картеру обеспечивается минимальная разница температур.

Масло для турбокомпрессоров должно отвечать нескольким требованиям. Минимальной величиной вязкости должен быть показатель не ниже 7, а температура возгорания не должна быть ниже 180 градусов. Перед тем, как использовать масло, нужно учитывать такую особенность как рабочая температура масла. Если она меньше 90 градусов, период между сменами масла удлиняется. Если рабочая температура более высокая, это увеличивает расход масла, поскольку появляется необходимость его частой замены. Чтобы работа механизма была максимально эффективной и долговечной, специалисты рекомендуют для винтовых компрессоров использовать только высококачественные масла, разработанные специально для этих целей.

Масла для компрессоров холодильных машин

К компрессорным маслам для холодильных машин предъявляют специфические требования, обусловленные непрерывным контактом смазывающего материала с хладогентом, а также постоянным изменением температуры и давления среды. Для компрессоров холодильных машин следует применять минеральные и синтетические масла с достаточно низкой температурой застывания и высокой химической стабильностью.

Под химической стабильностью следует понимать склонность компрессорных масел к взаимодействию с хладагентами на основе галогенопроизводных углеводородов жирного ряда при повышенных температурах и давлении. Важнейшей эксплуатационной характеристикой холодильных масел является их способность к взаимному растворению с хладонами, а также температура, при которой из растворов выпадают хлопья парафина.