Трансмиссионными называют масла, специально предназначенные для механических коробок передач и ведущих мостов. Их общая особенность - способность создавать прочную смазывающую пленку, выдерживающую большие нагрузки в контакте деталей.
Название не означает, что любой агрегат, относящийся к автомобильной трансмиссии, смазывается именно трансмиссионным маслом. У большинства переднеприводных легковых машин в коробку передач, совмещенную с главной передачей, изготовители предписывают заливать моторное масло. Шестерни в таких агрегатах только цилиндрические, поэтому опасность задиров невелика. Для автоматических коробок не годится ни трансмиссионное, ни моторное. Эти устройства специфичны, для их работы требуется маловязкая жидкость, которую в международной практике принято называть ATF (Automatic Transmission Fluid). Что же касается обычных легковых и грузовых автомобилей с классической компоновкой, а также полноприводных и некоторых переднеприводных, то в их агрегатах используются исключительно трансмиссионные масла.
В нашей стране характеристики и обозначения этих смазочных материалов прежде диктовались соответствующими советскими стандартами (ГОСТами), но теперь, в условиях широкого проникновения импортных продуктов, преобладающей стала международная классификация. А потому есть смысл рассмотреть хотя бы вкратце основные ее положения.
Вязкость
Сегодня повсюду в мире пользуются классификацией вязкости SAE J306, разработанной в США. Ее нормативы и система индексации представлены в соответствующей таблице.
Требования к вязкости трансмиссионных масел |
||||||
Свойства масел |
Класс вязкости |
|||||
75W |
80W |
85W |
90 |
140 |
250 |
|
Вязкость кинематическая при 100 С, кв.мм/с |
|
|
|
|
|
|
Макс. температура ( С) при вязкости 150 000 сПз | -40 |
-26 |
-12 |
- |
- |
- |
Температура потери подвижности, ( С), не выше * | -45 |
-35 |
-20 |
- |
- |
- |
* Показатель по американской военной спецификации MIL-L-2105D, ставший ныне общепринятым |
Классы вязкости, у которых числовой показатель сопровождается буквой "W" (winter - зима) , относятся к сезонным маслам, применяемым в холодное время года. Без него - к сезонным для теплого летнего времени.
В эксплуатационной практике сезонные трансмиссионные масла неудобны, да и экономически невыгодны. Срок службы масел в коробках и мостах достаточно дорог, а сезонная замена вынуждается избавляться от продукта, который далеко не выработал свой ресурс. Поэтому и преимущественное распространение получили так называемые загущенные (в обиходе - всесезонные) масла.
Такой продукт сочетает в себе свойства двух сортов масла - летнего и зимнего, маркировки которых присутствуют в его индексе. Сам же индекс складывается из этих двух обозначений, написанных через дефис (75W-90, 85W0140 и т.п.).
Эксплуатационные свойства
Разработанная американским институтом API классификация содержит комплексную оценку трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам. Сегодня она принята повсеместно. Пять категорий, предусмотренных системой, показывают применяемость и качественный уровень продуктов, помечаемых соответствующим индексом. Классификация ныне действующего отечественного ГОСТа практически заключается только в буквах, стоящих в начале индекса.
Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел |
|||
Категория по API |
Тип |
Применение |
Соответствие ГОСТ |
GL-1 |
Минеральное масло без присадок | ТМ1 |
|
GL-2 |
Содержит жирные продуты | Червячные передачи, индустриальное оборудование |
ТМ2 |
GL-3 |
Содержит противозадирные присадки |
Ручные КПП, спирально-конические передачи (КПП и задние мосты грузовых автомобилей) |
ТМ3 |
GL-4 |
Содержит противозадирные, противоизносные и другие присадки |
Ручные КПП, спирально-конические передачи |
ТМ4 |
GL-5 |
Содержит противозадирные, противоизносные и другие присадки |
Гипоидные и другие типы передач (КПП и ведущие мосты легковых автомобилей) |